Старый город Байша – это один из древних районов Лицзяна. Байша – одно из древних поселений народа наси и место рождения Тусы, главы рода Му. В районе есть много древних зданий, построенных в в эпоху правления династии Мин (1368-1644), включая дворец Дабаоцзи, храм Люли и дворец Вэньчан. Знаменитые фрески Байша находятся во дворце Дабаоцзи. Из-за того, что в этом районе почва состоит в основном из белого песка, древний город так и назвали «Байша», что означает «белый песок». На языке наси, город называется «Бэнши». Архитектурный комплекс города состоит из двух частей: жилых районов и культурных достопримечательностей. Жилые районы называются «бэншичжи», что в переводе с языка наси означает «улицы Байша». Все улицы района тянутся с юга на север. В центре старого города есть площадь, которая является местом пересечения трех главных артерий города. По обеим сторонам этих улиц располагаются дома и маленькие магазины. С севера на юг, забегая во все дворы, протекает кристально чистый родник.
История : Старый город Байша—колыбель рода Му. В этом городе семья Му приобрела опыт в планировке городов. Ранее, в эпоху правления династии Тан (618 - 907), когда король государства Наньчжао назвал снежную гору Юлун Северной Юэ, предки рода Му начали строить улицы Байша и храм Северной Юэ в старом городе Байша. Во времена правления династии Сун (960-1279) процветающий маленький город стал экономическим, политическим и культурным центром Лицзяна. В эпоху правления династий Мин (1368 – 1644) и Цин (1644 - 1911) род Му постепенно переместился в район Даянь. В центральной части города расположены группы храмов, называемые «муду», и большая площадь, символизирующая политические права рода Му. Среди сохранившихся древних архитектурных групп, построенных во времена правления Тусы, можно назвать храм Фуго, дворец Дабаоцзи, дворец Люли, павильон Дадин. В то время люди Му начали строить тоннели для направления воды со Снежной горы Юлун в город.
Интересные места : В центре старого города Байша находится группа храмов, называемая «муду». Есть много древних зданий, таких как дворец Дабаоцзи, павильон Дадин, дворец Цзиньган. Все эти древние здания являются напоминанием о золотом веке старого города Байша.
Дворец Дабаоцзи и храм Люли. В конце старой улицы Байша есть большая группа храмов, построенных в период Юнлэ эпохи правления династии Мин (1368-1644). Она состоит из трех дворов, включающих ворота храмов, павильона Собрания сутр, монастыря, храма Люли и дворца Дабаоцзи. Дворец Дабаоцзи находится на заднем дворе. Вся территория дворца составляет примерно 73 квадратных метра. Во дворце есть 28 фресковых групп. Среди этих фресок самой знаменитой является та, на которой изображен Шакьямуни, объясняющий своим ученикам смысл некоторых пассажей сутр. Эти настенные росписи представляют более 100 персонажей и рассказывают истории из даосизма, буддизма и тибетского буддизма. Все они имеют тонкие плавные линии, яркие цвета и живой рисунок. Картины сбалансированы и гармоничны. Эти фрески являются не только сокровищами китайского изобразительного искусства, но и важными культурными реликвиями. Эти фрески были созданы художниками ханьской и тибетской национальностей. Судя по искусным линиям и четко обозначенным цветам, это были высококлассные художники. Павильон Дадин, построенный в период Ваньли эпохи правления династии Мин (1368-1644) находится примерно в 10 метрах от дворца Дабаоцзи. 16 настенных росписей, хранящихся в павильоне Дадин были созданы в эпоху правления династии Цин (1644 - 1911). Они отличаются по стилю от фресок во дворце Дабаоцзи, но для них также характерны яркие цвета, очень точные линии и резкие контрасты. Эти росписи также являются национальным сокровищем Китая.
Фрески Байша
44 фрески Байша были созданы в ранние годы эпохи правления династии Мин (1368-1644). Большинство из них представляют различные истории из даосизма, буддизма и тибетского буддизма. В этих настенных росписях прослеживаются черты искусства тибетцев и народов наси, хань и бай. Среди них самыми знаменитыми являются фрески, рассказывающие о Квань-ине и Шакьямуни. Фрески Байша, известные также как фрески Лицзяна, стали ценным источником для изучения истории искусств и религий Китая.