Известный среди тибетцев как Цуклаканг, Джоканг является самым почитаемым религиозным сооружением в Тибете. Несмотря на то, что немного осталось от оригинальной постройки VII века, а большинство статуй, украшающих внутренний интерьер храма, созданы после Культурной Революции, Джоканг, переполненный верующими и окутанный тайнами, оставляет ни с чем не сравнимое впечатление.
Время основания Джоканга предположительно считается с 639 по 647 год. Сооружение храма было начато королём Сонгцэном Гампо, с целью разместить в нём изображение Будды Акшобьи, привезенное в Тибет его непальской женой принцессой Бирикути. В то же самое время был построен и храм Рамоче, предназначенный для другого изображения Будды, Джово Шакьямуни, привезенного китайской женой принцессой Венченг. Считается, что после смерти Сонгцена Гампо, Джово Шакьямуни был перенесен из Рамоче и спрятан в Джоканге принцессой Венченг ради безопасности статуи. С тех пор изображение так и осталось Украшение крышив Джоканге, и является наиболее почитаемым в Тибете изображением Будды.
Кстати, слово «Джоканг» или «Джовоканг» означает на тибетском «капелла Джово».Говорят, что место для постройки Джоканга было выбрано принцессой Венченг именно там, где находилось озеро Вотанг. Озеро было засыпано, хотя в Тибете считается, что в колодце, расположенном в пределах храма, плещется вода древнего озера. Вокруг истории, связанной с тем как это озеро было засыпано, возникло множество легенд. Одна из них говорит о том, что озеро было засыпано Священным Козлом. Предполагают, что тибетское слово ра, обозначающее «козёл», этимологически связано с исконным названием Лхасы – Раса. Небольшой рельеф, изображающий фДжоканг. Церемонияигуру козла, можно увидеть в капелле Майтрейи на южной стене нижнего этажа святилища.
На протяжении веков Джоканг претерпел множество изменений, однако, изначальная планировка – древняя и сильно отличается от остальных религиозных сооружений Тибета. Основное отличие заключается в расположении здания с запада на восток, в направлении Непала, якобы, в честь непальскРитуальные светильникиой принцессы Бирикути. Множество изменений были произведены в течение веков, когда Лхаса оставалась на второстепенной роли в тибетской истории, но, несомненно, самые глубокие изменения Джоканг претерпел в XVII веке во время правления Пятого Далай Ламы. В этот период Лхасе было возвращена её главенствующая роль, а Джоканг был существенно расширен. Только несколько резных колонн и арка главного в Паломники перед Джокангомхода остались такими, как их создали в VII веке неварские художники из долины Катманду.Уже в начале Культурной Революции большая часть внутреннего содержимого Джоканга была осквернена бойцами Красной Гвардии и считается, что многие предметы были вынесены из храма. На каком то этапе, помещение, служившее жилищем монахов было переименовано в Гостиницу номер 5, а часть самого храма была превращена в свинарник. С 1980 года Джоканг начал реставрироваться, и сегодня только глаз специалиста может заметить, что храм пережил невзгоды последних лет.
Время основания Джоканга предположительно считается с 639 по 647 год. Сооружение храма было начато королём Сонгцэном Гампо, с целью разместить в нём изображение Будды Акшобьи, привезенное в Тибет его непальской женой принцессой Бирикути. В то же самое время был построен и храм Рамоче, предназначенный для другого изображения Будды, Джово Шакьямуни, привезенного китайской женой принцессой Венченг. Считается, что после смерти Сонгцена Гампо, Джово Шакьямуни был перенесен из Рамоче и спрятан в Джоканге принцессой Венченг ради безопасности статуи. С тех пор изображение так и осталось Украшение крышив Джоканге, и является наиболее почитаемым в Тибете изображением Будды.
Кстати, слово «Джоканг» или «Джовоканг» означает на тибетском «капелла Джово».Говорят, что место для постройки Джоканга было выбрано принцессой Венченг именно там, где находилось озеро Вотанг. Озеро было засыпано, хотя в Тибете считается, что в колодце, расположенном в пределах храма, плещется вода древнего озера. Вокруг истории, связанной с тем как это озеро было засыпано, возникло множество легенд. Одна из них говорит о том, что озеро было засыпано Священным Козлом. Предполагают, что тибетское слово ра, обозначающее «козёл», этимологически связано с исконным названием Лхасы – Раса. Небольшой рельеф, изображающий фДжоканг. Церемонияигуру козла, можно увидеть в капелле Майтрейи на южной стене нижнего этажа святилища.
На протяжении веков Джоканг претерпел множество изменений, однако, изначальная планировка – древняя и сильно отличается от остальных религиозных сооружений Тибета. Основное отличие заключается в расположении здания с запада на восток, в направлении Непала, якобы, в честь непальскРитуальные светильникиой принцессы Бирикути. Множество изменений были произведены в течение веков, когда Лхаса оставалась на второстепенной роли в тибетской истории, но, несомненно, самые глубокие изменения Джоканг претерпел в XVII веке во время правления Пятого Далай Ламы. В этот период Лхасе было возвращена её главенствующая роль, а Джоканг был существенно расширен. Только несколько резных колонн и арка главного в Паломники перед Джокангомхода остались такими, как их создали в VII веке неварские художники из долины Катманду.Уже в начале Культурной Революции большая часть внутреннего содержимого Джоканга была осквернена бойцами Красной Гвардии и считается, что многие предметы были вынесены из храма. На каком то этапе, помещение, служившее жилищем монахов было переименовано в Гостиницу номер 5, а часть самого храма была превращена в свинарник. С 1980 года Джоканг начал реставрироваться, и сегодня только глаз специалиста может заметить, что храм пережил невзгоды последних лет.